В России надо переобучить 25 млн человек к 2030 году, чтобы справиться с дефицитом кадров. Такие цифры приводят «Ведомости», ссылаясь на презентацию доклада «Всерьёз про экономику высоких зарплат» Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ). Его представили в Институте экономической политики имени Е. Т. Гайдара.
Согласно докладу, к 2030 году численность трудоспособного населения в России увеличится на 3,1 млн человек. Но такого роста будет недостаточно — даже сейчас дефицит кадров в экономике выше. Только штатных незанятых вакансий, по данным экспертов, в 2023 году 2,3 млн. А реальная цифра (с учётом того, что не все вакансии предполагают наём в штат) по крайней мере в 1,5–2 раза выше.
Эксперты АТРЭ считают, что основной способ закрыть дефицит — активно заниматься переобучением и дообучением взрослого населения. В среднем придётся переобучать по 4,2 млн в год — среди них 2,2 млн россиян в возрасте 25–35 лет. Всего до 2030 года количество прошедших переподготовку должно превысить 25 млн.
Авторы доклада, как сообщают «Ведомости», отмечают, что на данный момент переобучение в России не очень распространено. Ежегодно около 7 млн россиян, по их данным, участвуют в дополнительном профессиональном образовании, то есть ДПО (правда, неясно, включает ли эта оценка неформальное обучение новым профессиям на курсах онлайн-платформ). Но только 10% из этих 7 млн получают новую профессию, остальные повышают квалификацию — и в основном потому, что этого требует законодательство. Чаще всего это учителя, медики и работники сферы услуг. В результате большинство работодателей ориентируется только на один источник кадров — молодёжь, которая учится в вузах или в организациях среднего профессионального образования.
Данные доклада соответствуют выводам других аналитиков. По статистике, в России, как и в большинстве стран, больше учатся более обеспеченные люди, молодого возраста и те, кто живёт в крупных городах. Ещё в 2021 году управляющий партнёр компании Skyeng Александр Ларьяновский оценивал аудиторию онлайн-образования в 2% от работающего населения — а у большинства, по его мнению, нет ни времени, ни мотивации на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему с помощью образования. Исследователи, например, из НИУ ВШЭ, с этим согласны: наибольшую выгоду от прохождения онлайн-курсов (если оценивать её по удовлетворённости зарплатой и профессиональным ростом) получают выпускники с изначально более высоким доходом.
Несмотря на то что экономика остро нуждается в рабочих кадрах (об этом заявляют в опросах и сами работодатели), профессиональная необходимость получать новые навыки и знания чаще возникает у людей, которые уже имеют достаточно высокий уровень образования и вряд ли резко изменят жизнь и сменят специальность на рабочую. Например, в группе населения с высшим образованием 60% в 2019 году участвовали в практиках самообразования, а среди тех, кто имел только среднее общее или ниже, — лишь 22%.
У низкого интереса к переобучению есть и психологические причины. На серьёзные перемены больше всего мотивирует страх потерять работу, а такие факторы, как удовольствие от процесса или предвкушение будущих результатов, пока мотивируют россиян меньше.